Готический перформанс The Cure
Роберт Смит начиная свою творческую карьеру музыканта и автора песен, не мог предполагать, что спустя 40 лет его группа The Cure будет рассматриваться как состоявшийся готический перформанс. Но все по порядку.
В 1976 году Роберт Смит и его команда: два школьных друга Майкл Демпси, Лол Толхерст и гитарист Порл Томпсон основали пост-панк группу The Cure. Отличительной чертой молодой группы стал узнаваемый вокал Роберта. Творческий коллектив хотел радикально отличаться от всего того, что предлагала рок сцена 80-х и им это удалось. Молодая британская панк группа оптимистично рассчитывала на успех, но, как показывает исторический взгляд в прошлое — успех превзошел все их ожидания. Уже в начале90-х рок-группа The Cure стала настолько популярной, что проводила концерты на стадионах и собирала более 40 тысяч поклонников. Позже Роберт Смит признавался в своих интервью, что ему приходилось петь свои песни-хиты настолько часто, что он устал от них.
Тем не менее, не смотря на успех, Роберт Смит продолжал трудиться и группа снова и снова, радовала своих поклонников новыми альбомами. Внимательно следили за творчеством группы The Cure и другие развивающиеся рок-группы. В свое время группа The Cure оказала существенное влияние на развитие альтернативного русского рока. Русские рок группы 80-х, подражая The Cure, пытались копировать их стиль звучания музыки, имидж, манеру поведения и даже тексты песен.
С момента основания и в процессе всего периода существования группы Роберт Смит оставался единственным её лидером и единственным постоянным участником группы.
Robert James Smith (Роберт Джеймс Смит) – незаурядная творческая личность, в жизни весёлый и жизнерадостный человек, автор песен, композитор и вокалист. Он умеет играть на различных видах гитар, скрипке и клавишных инструментах, включая орган.
Сценический образ певца – мрачно-готический: длинные закрывающие подбородок лохматые черные волосы, очень бледное лицо, ярко-красные губы, подведенные черным или красным цветом глаза.
Интересы группы и музыкальное творчество были всегда очень важны для Роберта Смита. Он с энтузиазмом пишет все новые песни, выпуская новые альбомы и синглы. Большая часть работ Смита пронизана печальным и мрачным настроением депрессивной тематики. Любая песня The Cure настолько своеобразная, что общий стиль, в котором работает группа довольно сложно определить. Можно сказать, что группа работает сразу в нескольких жанрах: альтернативный рок, готик-рок, постпанк, новая волна.
Тем не менее, специфический имидж Роберта Смита, характерный вокал и тематика песен в середине 1970-х и 1980-х годов оказывают непосредственное влияние на формирование в Великобритании молодежной готической культуры с характерным готическим музыкальным уклоном.
Позже субкультура готы зародившаяся на базе панк-движения, становиться достаточно разнообразной, продолжая развиваться отдельно. Готическая музыка тоже отделяется от пост-панка и становиться отдельным направлением музыкального творчества, с преобладанием ноток потусторонне-мрачного нигилизма и интеллектуального романтизма, а так же величественной атмосферы исполнения. Так появляется музыкальный жанр готик-рок который со временем обретает репутацию самой угрюмой и мрачной формы рок музыки.
Последователи готической культуры и готы любят британскую группу The Cure и Роберта Смита за его перформанс имидж в стиле “no future punk”, за обаятельное рок безобразие в звучании инструментов и, конечно же, за то, что «независимо от того, что поет Роберт, это навсегда останется готикой». Самый готический период группа The Cure переживает в 80-82годах. В этот период на первое место творчество Роберта выносит темы страдания, безысходности и драматизма. В 1982 году группа The Cure записала и выпустила свой новый альбом Pornography. Данный альбом закрепил за британской группой The Cure статус лидеров активно формировавшейся сцены готического рока.
Творчество The Cure в течение всего периода развития группы привлекало к себе всеобщее внимание и, как отмечали критики, оказало незаметное, но безусловное влияние на весь мир. Английский музыкальный журнал NME в одной из своих статей назвал группу The Cure международным феноменом, скорбно странствующим по земле. И действительно, группа The Cure активно транслировалась на телевидении, попала в топ-10 в Британии, приобрела почетную награду MTV Icon, постоянно выступала на крупных рок-фестивалях и концертных площадках развивала свою деятельность в музыке кино, создавая саундтреки к фильмам.
Роберт Смит с удовольствием принял участие в озвучивании своего мультипликационного персонажа. Мультфильм «Южный парк» ( сезон 1, эпизод 12).
Было отмечено, что The Cure создавая свои песни, часто используют образы и цитаты из разных книг, это качество придало группе литературный статус. Роберт Смит читал популярные книги своего времени, и те, что его вдохновляли, он преображал в музыку.
С некоторых пор и сам Роберт Смит, с самого начала участвовавший в формировании сцены готического рока, стал частью неформального готического творчества.
Автор серии готических неформальных книг «Перформанс Империя» Кира Де Клайд в своей второй книге под названием «Дождь Самаэля» пропускает творчество группы The Cure через призму неформального мира Готика. При этом день рождения мира Готика и день рождение самого Роберта Смита совпадают. И это не случайно. Таким образом, в этой неформальной готической истории еще раз выделяется, присущий группе The Cure статус безусловных лидеров, участвовавших в формировании готического направления и даже такого, как готические книги.
Спустя такое количество лет творчество Роберта Смита действительно можно рассматривать, как творческий готический перформанс, хотя сам Роберт это упорно отрицает. Его творчество не вписывается ни в какое-либо одно музыкальное направление, и конечно оно не может быть втиснуто в какую-то одну категорию. В своем творчестве Роберт Смит просто вынимает из себя то, что ему важно, облекая свой взгляд на мир в слова и музыку. И не важно, под какой музыкальный жанр попадают его произведения.